Информация и знания
К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего вы вспомните газеты, радио, телевидение, то есть все то, что называют средствами массовой информации. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация. Все что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти.
Цель таких сообщений — довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате — стали знать.Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» или «оперативная информация».
Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.
Учеба в школе — это целенаправленный процесс получения знаний, а значит — получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.
А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания! Например, может получиться вот такой перечень:
— я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца;
— я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро;
— я знаю, как собрать радиоприемник;
— я знаю, что Пушкин родился в 1799 году;
— я знаю, как перемножить две простые дроби;
— я знаю, как выращивать помидоры;
— я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).
Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что...». Такие знания принято называть декларативными (от слова декларация, что значит утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).
Знания второй группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как...», называются процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).
Классификация знаний — очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единственным.
А теперь подумаем вот о чем: что человек делает с информацией, то есть со своими знаниями?
Во-первых, человек хранит информацию либо в собственной памяти (иногда говорят — в уме), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге.
Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы зазубрили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос, сколько будет пятью пять. Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобится адрес или телефон, которые вы не помните, то поможет записная книжка или телефонный справочник.
Память человека можно назвать оперативной памятью. Здесь слово «оперативный» является синонимом слова «быстрый». Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель, мозг, находится внутри человеческого тела.
Записные книжки, справочники, энциклопедии, магнитные записи назовем внешними хранилищами информации. Они выполняют вспомогательную роль для нашей памяти. Чтобы воспользоваться информацией из внешнего источника, ее сначала нужно сделать оперативной (прочитать номер телефона), а потом использовать по назначению (набрать номер на аппарате).
Оперативную информацию человек может забыть. Информация на внешних носителях хранится надежнее. Книги, записи можно рассматривать как расширение памяти, как нашу внешнюю память.
Во-вторых, человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения. Такие средства связи называются каналами передачи информации.
В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы плохого качества или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно общаться при плохой телефонной связи.
Передача информации — всегда двусторонний процесс: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке — источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.
В-третьих, человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации. Вот несколько примеров обработки:
— получение новой информации из данной путем математических вычислений или логических рассуждений; например, решение математической задачи, раскрытие следователем преступления по собранным уликам;
— изменение формы представления информации без изменения ее содержания; например, перевод текста с одного языка на другой, шифровка (кодирование) текста;
— упорядочение (сортировка) информации; например, упорядочение списка учеников класса в алфавитном порядке по фамилиям; упорядочение расписания поездов по времени отправления;
— поиск нужной информации в некотором информационном массиве; например, поиск номера телефона в телефонной книге, поиск перевода иностранного слова в словаре, поиск сведений о рейсе самолета в расписании аэропорта.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.
Есть три типа информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, на ощупь — знакомые предметы даже в темноте.
Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной, или знаковой информацией.
В письменном тексте содержатся буквы, знаки препинания, цифры и другие символы. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые — фонемы. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, а потом — письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию.
Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием языка. Конечно, имеется в виду не орган речи, а форма общения между людьми. У каждого народа свой национальный разговорный язык. Эти языки — русский, английский, китайский, французский — называются естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.
Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотная грамота — формальный язык музыки.
Язык — это знаковая система представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.
Можно привести примеры разных способов знакового обмена информацией, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.
Однако запахи, вкусовые и осязательные ощущения не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем. Такую информацию будем называть образной информацией. К образной относится также информация, воспринимаемая зрением и слухом: шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись.
|