Понедельник, 29.04.2024, 18:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Информация и знания | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мой полезный сайт

 Информация и знания

К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего вы вспомните газеты, радио, телевидение, то есть все то, что называют средствами массовой информации. В свою очередь все, что на­писано в книгах, журналах, газетах, отражает знания ав­торов этих текстов, а потому это тоже информация. Все  что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от роди­телей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти.

Цель таких сообщений — довести до читателей или слуша­телей сведения о каких-то событиях. До получения сооб­щения мы не знали о данном событии, а в результате — стали знать.Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «ин­формационное сообщение» или «оперативная информация».

                 Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.

 Учеба в школе — это целенаправленный процесс полу­чения знаний, а значит — получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

 А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания! Например, может получиться вот такой перечень:

— я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца;

— я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро;

— я знаю, как собрать радиоприемник;

— я знаю, что Пушкин родился в 1799 году;

— я знаю, как перемножить две простые дроби;

— я знаю, как выращивать помидоры;

— я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что...». Такие знания принято называть декларативными (от слова декларация, что значит утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).

  Знания второй группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как...», называются процедурными. Они определяют дей­ствия для достижения какой-либо цели (как собрать радио­приемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).

    Классификация знаний — очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не един­ственным.

   А теперь подумаем вот о чем: что человек делает с ин­формацией, то есть со своими знаниями?

   Во-первых, человек хранит информацию либо в собст­венной памяти (иногда говорят — в уме), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге.

 Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы зазубрили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос, сколько будет пятью пять. Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобится адрес или телефон, которые вы не помните, то поможет записная книжка или телефонный справочник.

  Память человека можно назвать оперативной памятью. Здесь слово «оперативный» является синонимом слова «бы­стрый». Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Свою память мы еще можем назвать внутрен­ней памятью, поскольку ее носитель, мозг, находится внут­ри человеческого тела.

  Записные книжки, справочники, энциклопедии, магнит­ные записи назовем внешними хранилищами информации. Они выполняют вспомогательную роль для нашей памяти. Чтобы воспользоваться информацией из внешнего источни­ка, ее сначала нужно сделать оперативной (прочитать номер телефона), а потом использовать по назначению (набрать номер на аппарате).

    Оперативную информацию человек может забыть. Ин­формация на внешних носителях хранится надежнее. Книги, записи можно рассматривать как расширение памя­ти, как нашу внешнюю  память.

   Во-вторых, человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может проис­ходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения. Такие средства связи назы­ваются каналами передачи информации.

   В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы плохого качества или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно общаться при плохой телефонной связи.

   Передача информации — всегда двусторонний процесс: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы яв­ляетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке — источником инфор­мации. Каждому человеку постоянно приходится перехо­дить от роли источника к роли приемника информации.

    В-третьих, человеку почти непрерывно приходится зани­маться обработкой информации. Вот несколько примеров обработки:

 — получение новой информации из данной путем матема­тических вычислений или логических рассуждений; например, решение математической задачи, раскрытие следователем преступления по собранным уликам;

 — изменение формы представления информации без изме­нения ее содержания; например, перевод текста с одно­го языка на другой, шифровка (кодирование) текста;

 —   упорядочение (сортировка) информации; например, упорядочение списка учеников класса в алфавитном по­рядке по фамилиям; упорядочение расписания поездов по времени отправления;

  — поиск нужной информации в некотором информацион­ном массиве; например, поиск номера телефона в теле­фонной книге, поиск перевода иностранного слова в словаре, поиск сведений о рейсе самолета в расписании аэропорта.

      Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.

                Есть три типа информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.

    Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

     Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором за­были. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, на ощупь — знакомые предметы даже в темноте.

   Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной, или знаковой информацией.

  В письменном тексте содержатся буквы, знаки препина­ния, цифры и другие символы. Устная речь тоже складывает­ся из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые — фонемы. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, а потом — письменность. Письмен­ность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге чело­веческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозна­чают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию.

   Человеческая речь и письменность тесно связаны с по­нятием языка. Конечно, имеется в виду не орган речи, а форма общения между людьми. У каждого народа свой на­циональный разговорный язык. Эти языки — русский, анг­лийский, китайский, французский — называются естест­венными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

   Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотная грамота — формальный язык музыки.

                  Язык — это знаковая система представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

 Можно привести примеры разных способов знакового об­мена информацией, заменяющих речь. Например, глухоне­мые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понят­ным игрокам.

 Однако запахи, вкусовые и осязательные ощущения не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем. Такую информацию будем называть образной информа­цией. К образной относится также информация, восприни­маемая зрением и слухом: шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись.

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024