Развитие исследовательских навыков в рамках летнего интеллектуального лагеря
Существуют различные методы работы с одаренными детьми. В основном, все они рассчитаны на урочные занятия и внеурочную деятельность в течение учебного года. Именно в течение учебного года происходит формирование учебных и исследовательских умений, одним из условий успешного развития которых является систематичность. Но зачастую происходит так, что работа с такими детьми прекращается в летнее время, а ведь период летнего отдыха- это благодатная почва для нестандартных занятий по какому-нибудь узкому профилю, для проведения экспериментов, исследований, это время, когда ребенок занимается тем, что ему интересно. Поэтому, по моему мнению, это время нужно использовать для организации занятий, направленных на интеллектуальное и творческое развитие, на развитие исследовательских умений и навыков, изучение таких предметных направлений, которые не изучаются в школе, либо изучаются поверхностно. Именно с этой целью в Новоильинском агротехническом лицее в 2001 году была разработана программа Летнего интеллектуального лагеря. Ежегодно она претерпевает изменения, дополняется, меняет направленность работы, но смысл и цель её вот уже 12 лет остаются неизменными:
Цель: Формирование интеллектуально развитой и социально полноценной личности.
Задачи летнего лагеря:
-
привить навыки исследовательской деятельности;
-
помочь детям определить тему для дальнейшей научно- исследовательской работы;
-
сориентировать школьников на дальнейшее углубленное изучение математики, информатики и дисциплин естественно -математического цикла;
-
повысить интерес к выбранным предметам;
-
выявить будущих участников школьных и районных олимпиад;
-
формировать чувство уверенности в своих силах и способностях;
-
помочь детям укрепить здоровье и привить навыки здорового образа жизни;
Ежегодно состав предметов меняется, например, в 2017 году в программу были включены следующие предметы:
- Компьютерная графика
Трехмерное моделирование
Фрактальная графика
Цифровая фотография
Основы алгоритмизации и программирования
Мероприятия познавательно- развлекательного характера
Очень приветствуются и любимы учениками исследования, проведения экспериментов, творческие работы, групповые работы, создание мини-проектов, знакомство с опытом других исследователей, ролевые игры, костюмированные представления – то есть, самые интересные формы работы, которые приносят массу позитивных эмоций, дают навыки исследовательской деятельности и занимают очень много времени, поэтому в учебное время на них зачастую просто не хватает времени.
Это именно те формы работы, на которых ученик может сполна показать всю свою нестандартность: нестандартность мышления, умение изобретать, находить выход их сложных ситуаций, творческую составляющую. Здесь ученики не ограничены временными рамками, раскрепощены, что даем им возможность проявить себя, а учителю - увидеть "особенных" учеников в какой-то определенной сфере.
Летний лагерь – это простор именно для таких занятий, требующих массу времени, интересных, нестандартных, дающих стойкие знания и развивающих потребность искать для себя что новое, открывать новые горизонты. В результате каждый ребенок находит для себя что-то интересное: кто-то открывает для себя новые направления в предмете, кто-то начинает самостоятельно заниматься какой-то из понравившихся тем, кто-то выбирает начатую исследовательскую работу для дальнейшей работы с последующим представлением на научно-практических конференциях. Именно в летнем лагере учителю проще всего положить начало научно-исследовательской деятельности, предложить ученикам заниматься по определенной программе. Но главным достижением летнего лагеря является, конечно же, развитие исследовательских навыков, которые помогают постигать другие предметы, самостоятельно учиться чему-то новому, интересному. То есть ученик более готов к тому, чтобы планировать свою образовательную траекторию, выбирать свой дальнейший путь развития.
|